Композиция в фотографии

Композиция в цифровой фотографии

 Чтобы фотографии действительно радовали окружающих, необходимо помнить об основных правилах композиции.

Композиция в фотографии – это особое расположение элементов в кадре, придающее снимку целостность и убедительность. Знание основ композиции позволяет делать интересные и эффектные фотографии. Идеальная композиция получается при гармоничном соотношении света, цвета, линии горизонта и предметов, подчеркивающим сюжет или делающим акцент на определенной детали фотографии.

10 правил композиции в фотографии:

1. Золотое сечение

Правило золотого сечения давно и используется в живописи, скульптуре, архитектуре и даже в музыке. В фотографии оно обычно применяется в упрощенном виде, как «правило трех третей». Согласно ему оптимальная точка для расположения предмета съемки находится на расстоянии одной трети от границы изображения.

Если мысленно поделить пространство снимка двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями на ровные квадраты, то так называемые «узлы внимания» оказываются на пересечении линий. Расположение основных объектов съемки в этих точках или вдоль линий наиболее естественно для взгляда зрителя.

Если совместить линию горизонта с одной из горизонтальных линий, пейзаж будет смотреться гармоничнее. Не стоит стремиться, чтобы вертикальный объект (здание, столб или дерево) был точно в центре – это разделит кадр на две отдельные части и лишит изображение целостности.

Так как мы воспринимаем визуальную информацию с фотографии, перемещая по ней взгляд слева направо как при чтении, смысловой центр лучше всего смещать в правую часть кадра.

Золотое сечение

Золотое сечение

2. Фон и объект

Фон и объект съемки могут выглядеть на снимке идеально каждый по отдельности, а вместе производить неестественное впечатление. Как этого избежать? При съемке определенного объекта (человека, животного или какого-либо неодушевленного предмета) учитывайте, что он должен занимать больше места на фотографии, чем фон. Задача фона в том, чтобы подчеркивать и привлекать внимание к объекту съемки.

Если цель фотографа – запечатлеть красивый природный пейзаж или архитектурные достопримечательности, именно они должны заполнять пространство снимка, а люди или животные могут служить дополнительными элементами сюжета.

Объект и фон

Объект и фон

3. Контраст

Светлые предметы контрастнее и эффектнее смотрятся на темном фоне, а темные, соответственно, на светлом. При этом предметы темных тонов зрительно кажутся ближе, чем они есть, а светлые более удаленными. Светлый задний план при более темном переднем придает изображению глубины. Пестрый или чересчур яркий фон, особенно при портретной съемке, будет отвлекать на себя внимание зрителя.

Контраст

Контраст

4. Объем и перспектива

Чтобы изображение не казалось плоским, а ближние и дальние объекты не сливались друг с другом, поместите на фото точку отсчета для сравнения. Например, крохотный парус среди волн сделает водный пейзаж более грандиозным и впечатляющим. Или обратитесь к геометрической перспективе: уходящая вдаль дорога, рельсы, фонарные столбы или растущие вдоль тенистой аллеи деревья придадут пространству снимка глубины и выразительности.

Перспектива

Перспектива

5. Геометрическая композиция

Большинство неподвижных объектов фотосъемки можно сравнить с простыми геометрическими фигурами. Следует запомнить, что окружность вызывает чувство умиротворенности, прямоугольные формы – ощущение стабильности, а вот треугольник, особенно перевернутый, придаст изображению неустойчивости.

Элементы сюжета на фото не должны размещаться беспорядочно. Лучше всего, если они образуют строгий геометрический узор.

Геометрическая композиция

Геометрическая композиция

6. Динамика

При съемке «в движении» можно получить эффектные и динамичные снимки, наполненные внутренней энергией. Главное, поймать острый, характерный момент и обязательно оставить свободное место перед движущимся предметом, иначе снимок будет казаться обрезанным и неудобным для восприятия. Иначе говоря, фотографировать, когда предмет съемки только «вошел в кадр», а не выходит из него.

Для съемки динамичных сюжетов нередко используют технику проводки: во время экспозиции фотограф перемещает камеру вслед за объектом. В результате неподвижные предметы получаются на снимке слегка размытыми, а движущийся объект — контрастно резким.

Динамика

Динамика

7. Освещение

Традиционно самые лучшие снимки получаются в утренние и вечерние часы при естественном освещении на открытом пространстве. Идеальное расположение источника освещения – сзади и чуть сбоку от фотографа, чтобы объект съемки был освещен косыми лучами.

Игра света и тени, полутонов и отсветов может превратить в настоящее произведение фотографию с самым простым и банальным сюжетом.

8. Точка съемки

Портретный снимок делают, держа камеру на уровне глаз фотографируемого, а при съемке во весь рост — на высоте пояса или груди. Если фотографируете детей и животных, опускайтесь до их уровня.

Горы или многоэтажные здания лучше снимать с максимально высокой точки, иначе здания на снимке получатся опрокинутыми.

Точка съемки

Точка съемки

9. Равновесие

Массивные объекты, находящиеся в противоположных частях кадра, по размерам и объему должны примерно соответствовать друг другу. Яркое цветное пятно в одной части снимка нужно уравновешивать всплеском цвета или действия в другой части.

Равновесие

Равновесие

Избегайте деления кадра пополам на две равные части. Например, фотографируя пейзаж, на небо оставляйте одну треть кадра или наоборот, третью часть выделяйте на море, а остальное пространство пусть занимают красивые выразительные облака.

10. Формат

Для съемки пейзажа или группы людей больше подходит горизонтальное расположение кадра. Если вы фотографируете вертикальный объект (человека в полный рост, дерево, маяк) – разворачивайте фотоаппарат и делайте вертикальные фото.

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Советы фотографу-любителю. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.